Новости

RPA для всех отраслей: от промышленного гиганта до торговой сети

Технология RoboticProcessAutomation (RPA) становится важной составляющей работы все большего числа компаний. Одна из причин быстрого роста популярности программных роботов в том, что эти решения могут повысить эффективность бизнес-процессов организации, работающей в любой отрасли, будь то металлургический комбинат, банк или сеть магазинов. Вот 5 примеров успешного внедрения RPA в различных сферах.


В металлургической отрасли активным внедрением программных роботов занимается Магнитогорский металлургический комбинат. RPA-проекты являются важной составляющей цифровизации ММК. Пилотный проект роботизации бизнес-процессов был реализован на комбинате в 2018 году, а по итогам 2020 года на предприятиях группы работало уже больше сотни программных роботов. В 2021 году процесс внедрения технологии продолжается и охватывает все больше процессов. На ММК роботизация востребована уже по всем направлениям, есть даже бизнес-процессы, специально проектированные для выполнения программными роботами. Ведется активная работа по реинжинирингу бизнес-процессов, где роботы наряду с людьми выступают полноценными субъектами деятельности со своими ролями и полномочиями. Внедрение RPAприносит компании как прямые экономические эффекты (экономия затрат на персонал, снижение количества ошибок), так и более субъективные, но все-таки важные, в частности, повышение уровня удовлетворенности сотрудников, которым не приходится заниматься рутинной работой.

В транспортной отрасли программные роботы также активно набирают популярность. В РЖД, например, в 2020 году внедрено в эксплуатацию более тысячи RPA-решений, с их помощью было автоматизировано свыше 980 операций. Роботы обработали 500 тыс. обращений пользователей информационных систем компании. Автоматизации при помощи RPA подверглись администрирование учетных записей, ввод нормативно-справочной документации, информации о тарифах, тестирование систем. Скорость обработки операций в итоге выросла в пять раз, а время обработки входящих заявок в службе поддержки уменьшилось до нескольких минут. В дальнейшем компания планирует обеспечить массовую роботизацию и еще больше сократить затраты на рутинные процессы.

Для банков RPA уже несколько лет является частью реальности и одной из главных точек роста. Так, «Альфа-Банк» еще три года назад роботизировал ряд рутинных операционных процессов, исключив из них участие человека, за счет чего удалось достигнуть экономии до 85 млн рублей в год. Финансовый эффект был достигнут за счет повышения производительности и уменьшения количества ошибок. На том этапе роботам были поручены такие процедуры, как формирование и выгрузка выписок по аудиторским вопросам, перенос данных из системы в систему, проверка внесенных данных клиентов. В дальнейшем роботизация затронула и другие процессы в компании.
Телекоммуникации – еще одна высокотехнологичная сфера, где технология RPAдоказала свою эффективность. Например, компания «Вымпелком» (марка «Билайн») в 2019 году внедрила более чем в 3 тысячах своих салонов роботизированную проверку и учет кассовых операций. Робот, в частности, проверял поступление денег из салонов в банк, выявлял недостачи, проверял поступления платежей по банковским картам, находил ошибки, сверял данные для налоговой службы. Программное решение стало проверять документацию, которую до этого вручную сверяло около сотни сотрудников. Эти люди продолжили работать в компании, но руководство смогло поручить им другие задачи. Система позволила отказаться от ручной проверки более 90% бумажных платежных документов, проходящих через бухгалтерию.


Программные роботы успешно используются в ритейле. Недавно стало известно, что сеть DIY-магазинов «Леруа Мерлен» внедрила RPA-решения для автоматического сравнения и обновления цен на мебель. Теперь роботы выполняют 90% этих задач, а покупатели видят в магазинах и на сайте актуальные цены. Информация о стоимости товаров собирается с 1,6 тыс. поставщиков сети, затем данные, включая бумажные счета-фактуры, товарные накладные и УПД, вносятся в учетную систему. Роботы распознают в документах суммы, штрих-коды, даты, артикулы, после чего корректируют цены в системе. По оценке компании, процессы с помощью этого решения ускорились в четыре раза.